Маркировка советских гирь Автор: Battlebell.Ru 31 12 62,579 Маркировка советских гирь — культурно-исторический экскурс Гиря – это снаряд вне времени. Она всегда была и всегда будет… Гиря – самый «не гламурный снаряд», гирю не обманешь! Её или поднимаешь или нет! (можно обмануть турник – рывками, недотягами, невыпрямлением рук. Можно обмануть штангу, уменьшая количество блинов, вплоть до пустого грифа. Гирю не обманешь!!!) О Гирях и Гиревом спорте написано довольно много. О легендарных Гиревиках, то-же, взять хотя бы книгу «Русская сила». Техника и история Советского Гиревого спорта, то же описаны, в т.ч. такими Великими людьми, как например Воропаев В.И., Поляков В.А Я хочу остановиться на чисто эмоционально – ностальгическом аспекте. В СССР гири были, практически в каждом доме, естественно в каждом спортзале, на корабле, на судне, в казарме, в цехе и часто в кабинете. Не могу сказать, что все поголовно профессионально тренировались с гирями, но они всегда присутствовали и их периодически поднимали пробуя или демонстрируя силу. Естественно гири использовались и как груз, в т.ч для различных солений. Что касается спортсменов, то как, мне кажется, гири особенно не культивировали, по крайней мере в боксе. А вот снаряд для развития кисти с подвешенной гирей на вращающейся оси, был во многих залах и был очень популярен. Более популярны гири был у борцов. Чисто борцовским, является отжимание на гирях. Отметились гири и в Советском кино: Золотой телёнок Железные игры Мой друг Иван Лапшин Афганский излом Небеса обетованные Борец и клоун Чемпион мира Караул Власть Соловецкая (д/ф) Даже в российском сериале «Морские дьяволы», снялись две гирьки, завода «Лентрублит». Видимо, это главное достоинство этого сериала, но это моё личное мнение… Андрей Оболенский Гири СССР В СССР примерно 96 заводов выпускли спортивные гири. В большинстве случаев они не являлись профильной продукцией и, следовательно, многие о них даже не упоминают, например, Каменский машиностроительный завод имени 50-летия Советской Украины, а коллекционеры располагают техпаспортом! Итак, поехали! 1. Кликните на фото, для просмотра фотографий гирь Ленинградского труболитейного завода Лентрублит Ленинградский труболитейный завод (Лентрублит) Основан в 1939 году, пережил блокаду, развален в период оккупации, последовавшей за переворотом 1991 года. Ленинградский труболитейный завод (Лентрублит) Основан в 1939 году, пережил блокаду, развален в период оккупации, последовавшей за переворотом 1991 года. Ленинградский труболитейный завод (Лентрублит) Основан в 1939 году, пережил блокаду, развален в период оккупации, последовавшей за переворотом 1991 года. Ленинградский труболитейный завод (Лентрублит) Основан в 1939 году, пережил блокаду, развален в период оккупации, последовавшей за переворотом 1991 года. Ленинградский труболитейный завод (Лентрублит) Основан в 1939 году, пережил блокаду, развален в период оккупации, последовавшей за переворотом 1991 года. Ленинградский труболитейный завод (Лентрублит) Основан в 1939 году, пережил блокаду, развален в период оккупации, последовавшей за переворотом 1991 года. Ленинградский труболитейный завод — Лентрублит, основан в 1939 году, пережил блокаду, развален в период оккупации, последовавшей за переворотом 1991 года. Производил одни из самых массовых и качественных гирь в городе-герое Ленинграде. В других городах СССР гири Лентрублита гораздо встречалась реже. Характеризуется широким срезом донышка, что создаёт ощущение большого объёма. Гиря производства Лентрублит показана в фильме «Железные игры», а так же в российском сериале «Морские Дьяволы». Все гири (16, 24, 32 кг.) одинакового размера, окрас — чёрный, иногда бывали шаровые (серые). 2. Кликните на фото, для просмотра фотографий гирь ГОЗБО Гатчинский опытный завод бумагоделательного оборудования Одна из самых массовых и качественных, в СССР. В фильме «Золотой Телёнок», показана 24-ка среднего размера. Гатчинский опытный завод бумагоделательного оборудования Одна из самых массовых и качественных, в СССР. В фильме «Золотой Телёнок», показана 24-ка среднего размера. Гатчинский опытный завод бумагоделательного оборудования Одна из самых массовых и качественных, в СССР. В фильме «Золотой Телёнок», показана 24-ка среднего размера. Гатчинский опытный завод бумагоделательного оборудования Одна из самых массовых и качественных, в СССР. В фильме «Золотой Телёнок», показана 24-ка среднего размера. Гатчинский опытный завод бумагоделательного оборудования Одна из самых массовых и качественных, в СССР. В фильме «Золотой Телёнок», показана 24-ка среднего размера. Основанный в 1877 году, а после революции «Завод им. С.Г. Рошаля» — Гатчинский завод бумагоделательного оборудования (с 1932 г.), с 2000 года — ГОЗБО, Гатчинский опытный завод бумагоделательного оборудования. Производил одни из самых массовых и качественных гирь в СССР. В фильме «Золотой Телёнок» показана 24-ка среднего размера. Гири выпускались разных размеров, маркировка ставилась на донышко или на лицевой части, в круге, на другой стороне, в круге, указывался вес. Гири выпускались в трёх разных размерах, например, самый маленький — 16 кг «ушастик», а также одинаковые (16, 24, 32 кг.). Окрас — чёрный, но иногда бывали шаровые (серые). Встречались гири с нанесенной на верхней части белой краской ценой 32кг — 5 р. 98 к., 24 кг — 5 р. 18 к., 16 кг — 4 р. 26 к. Установить принадлежность данной маркировки, Заводу им. Рошаля, удалось, благодаря информации, которую любезно предоставила работница завода Петрова Ирина Александровна. Дословный ответ: Поговорила с нашими старыми работниками. К сожалению, в архиве не сохранились чертежи. Нашла только фото гири и чертеж товарного знака завода. Похоже, гиря наша. Секретарь генерального директора – Петрова Ирина Александровна. Из полученной информации можно заключить, что данный товарный знак был введён в 1979 году, а до 1979 года, можно предположить, что существовал нижеприведённый товарный знак ГЗБО. Так же встречается товарный знак ГЗБО, нанесённый белой краской. 2-й вариант гирь ГЗБО 2-й вариант ГЗБО Основанный в 1877 году, а после революции «Завод им. С.Г. Рошаля» — Гатчинский завод бумагоделательного оборудования (с 1932 г.), с 2000 года — ГОЗБО, Гатчинский опытный завод бумагоделательного оборудования. 2-й вариант ГЗБО Основанный в 1877 году, а после революции «Завод им. С.Г. Рошаля» — Гатчинский завод бумагоделательного оборудования (с 1932 г.), с 2000 года — ГОЗБО, Гатчинский опытный завод бумагоделательного оборудования. 2-й вариант ГЗБО Основанный в 1877 году, а после революции «Завод им. С.Г. Рошаля» — Гатчинский завод бумагоделательного оборудования (с 1932 г.), с 2000 года — ГОЗБО, Гатчинский опытный завод бумагоделательного оборудования. 2-й вариант ГЗБО Основанный в 1877 году, а после революции «Завод им. С.Г. Рошаля» — Гатчинский завод бумагоделательного оборудования (с 1932 г.), с 2000 года — ГОЗБО, Гатчинский опытный завод бумагоделательного оборудования. 2-й вариант ГЗБО Основанный в 1877 году, а после революции «Завод им. С.Г. Рошаля» — Гатчинский завод бумагоделательного оборудования (с 1932 г.), с 2000 года — ГОЗБО, Гатчинский опытный завод бумагоделательного оборудования. 2-й вариант ГЗБО Основанный в 1877 году, а после революции «Завод им. С.Г. Рошаля» — Гатчинский завод бумагоделательного оборудования (с 1932 г.), с 2000 года — ГОЗБО, Гатчинский опытный завод бумагоделательного оборудования. Чертеж товарного знака завода Основанный в 1877 году, а после революции «Завод им. С.Г. Рошаля» — Гатчинский завод бумагоделательного оборудования (с 1932 г.), с 2000 года — ГОЗБО, Гатчинский опытный завод бумагоделательного оборудования. 3. Производитель гирь неизвестен Производитель неизвестен, возможно, завод находился в городе-герое Ленинграде Производитель неизвестен, возможно, завод находился в городе-герое Ленинграде Производитель не известен Производитель неизвестен Производитель неизвестен Производитель неизвестен Производитель неизвестен Производитель неизвестен Производитель неизвестен Производитель неизвестен Производитель неизвестен Производитель неизвестен Производитель неизвестен Производитель неизвестен Производитель неизвестен Производитель неизвестен Производитель неизвестен Производитель неизвестен Производитель неизвестен 4. Кликните на фото, для просмотра фотографий гирь «Слуцкого завода Эмаль-Посуда» «Слуцкий завод Эмаль-Посуда» «Слуцкий завод Эмаль-Посуда» «Слуцкий завод Эмаль-Посуда» «Слуцкий завод Эмаль-Посуда» Белоруссия, город Слуцк — «Слуцкий завод Эмаль-Посуда», выпускались пустотелые 16 кг гири (как колокола), отлита цена – 5,90 руб. 5. Кликните на фото, для просмотра фотографий гирь экспериментального завода спортивного оборудования «Динамо» Гири экспериментального завода спортивного оборудования» «Динамо» Гири экспериментального завода спортивного оборудования» «Динамо» Город Киров, Пермская область — «Экспериментальный завод спортивного оборудования Динамо». Завод основан в 1953 году, с сентября 1973 года, по июль 1982 года, выпускались гири увеличенного размера (для примера, эти гири по форме и размеру, соответствуют гирям КЛЗ), по сравнению, с более поздними. Единственный завод, выпускающий такие же гири, как в СССР, с такой же маркировкой, правда без указания цены под маркировкой. На гире 32 кг стояла цена — ц5р98, на гире 24кг — ц 5р18 и на гире 16кг — ц 4р26. Цену перестали указывать с начала 1992 года. Окраска производилась эмалью НЦ-11 (12), в настоящее время красят эмалью НЦ-132. В фильме «Огорёво-6», на 22-й минуте, герой фильма в исполнении Георгия Юматова, работает с гирей ЭЗСО 24 кг, раннего выпуска. На данный момент, это единственный фильм, в котором со 100% гарантией можно идентифицировать гирю. Ответ полученный, на мой запрос с завода, заслуживает отдельного внимания, по своей информативности. Особая благодарность заместителю ген. Директора по производству Ю.Г. Шабардину. Содержание запроса от 27.03.2013 года Экземпляр о котором идёт речь, на мой взгляд, является более ранним, чем аналоги выпускающихся сейчас гирь, но не имеющих цены на корпусе, в отличии от их советских предшественниц. Данная гиря, весом 24 кг, (с маркировкой ЭЗСО, ц5р18) более объёмная и имеет более широкое донышко в отличии от стандартной 32-кг гири. Отличается хорошим качеством литья, отсутствием коверн и шероховатостей. В отличии от всех встречавшихся мне гирь, советского производства, данная имела пластмассовую пробку в донышке, вокруг которой торчала материя, которой, в два слоя было заклеено, отверстие под пробкой. Сама внутренняя полость гири частично засыпана чёрным шлаком. Примерно 500-700 г, этого шлака было высыпано. Остальной, сильно спрессованный, остался по краям внутренней полости. В любом случае, не исключаю «модернизацию» данной гири (пробка, заклеивание материей) предыдущим владельцем/владельцами. В связи с вышеизложенным, прошу ответить на следующие вопросы: Предположительный год выпуска данной гири. Является ли пластмассовая пробка и материя, штатной заводской? Как объяснить наличие шлака во внутренней полости (технологические остатки, подгонка веса?)? С какого момента на гирях, Вашего производства перестали ставить цену под логотипом ЭЗСО? Ответ на запрос приведён ниже. 6. Кликните на фото, для просмотра фотографий гирь «ЗБО» ЗБО — производитель не известен. Предположительно Оренбургский завод бурового оборудования. ЗБО — производитель не известен. Предположительно Оренбургский завод бурового оборудования. Тек же возможно 360-й Авиационный ремонтный завод, г. Рязань. Данные не подтверждены, запросы заводами проигнорированы. 7. Кликните на фото, для просмотра фотографий гирь МЗиВ МЗИВ — Московский чугунолитейный завод имени Войкова МЗИВ — Московский чугунолитейный завод имени Войкова МЗИВ — Московский чугунолитейный завод имени Войкова МЗИВ — Московский чугунолитейный завод имени Войкова МЗИВ — Московский чугунолитейный завод имени Войкова МЗИВ — Московский чугунолитейный завод имени Войкова МЗИВ — Московский чугунолитейный завод имени Войкова, (По постановлению правительства Москвы от 1995 года чугунолитейный завод имени Войкова («Радикон», Ленинградское шоссе, 16) был закрыт, а в его бывших корпусах в 1999 году создали культурно-деловой центр «На Войковской»). Все гири (16, 24, 32 кг.) одного размера, окрас — зелёный, качественные и красивые. На фото 16 кг — родной окрас, по последней информации были и чёрные. Воспоминания очевидцев: Я помню, сколько десятков лет жители северо-запада Москвы мечтали о переносе из пределов города чугунолитейного завода им. Войкова. И еще Ну это вообще святое дело – чугунолитейному предприятию в пределах мегаполиса вообще делать нефиг. Ровно как и к примеру шинному заводу. Ох водили нас в школе на экскурсию – жуть, а не предприятие. Я вообще не понимаю как там люди работали и что у них с организмом было. Вспоминает Владислав Грибовский: ОООО! Вот тут я могу сказать точно! На этом самом заводике мы поработали вместо картошки в 1978 году, в начале второго курса. За месяц вышло на руки по 250 рублей-по тому времени вполне пристойно. Причём это был 2 цех, на котором можно было устраивать перформанс по мотивам известной картины “На старом уральском заводе”. Вагранка, чугунное литьё в песчано-глинистые формы, полуручная формовка. Делали секции котлов отопительных. А еще этот завод выпускал гири спортивные, с клеймом МЗИВ пузатеньким таким. После смены морда лица отмывалась только с помощью мочалки, просто мыло не спасало. Работала там публика разношёрстная, а по бОльшей части-стройбат. Прямо по-петровски, крепостные солдаты-в 18 веке ведь уральские заводы строились по военному образцу. Из-за этого завода не работало запроектированное и построенное на крыше кинотеатра “Варшава” летнее кафе. Копотью заносило. А тут как-то несколько лет назад был в отпуске, поехал поностальгировать-а там от завода и следа не осталось. Бузинесс-центр построили какой-то. 07/10/2010 [17:31:16] 8. Гири машиностроительного завода г. Балаково, им. Ф.Э. Дзержинского 9. КЗ — Кировский завод КЗ — Кировский завод, Россия, Калужская обл, Киров, 249440, пл. Заводская, д. 2 (сейчас”ПрогрессЭнерго”). Все гири одинакового размера, окрас чёрный, качественные, аккуратные. Ответ на запрос представителя завода Марченкова Валерия Александровича: В советский период завод выпускал гири несколько лет подряд. А так же на закате социализма – штанги и гантели. Цельнолитые от 3 до 16 кг и разборные от 3 до 32 кг. Их поставляли президенту атлетического союза России Шубову Владимиру Моисеевичу в г. Москву. С началом перестройки всё это заглохло по причине развала спорта в стране, а так же скачкообразного увеличения цен на чугун. Действительно, гиря с маркировкой КЗ это дело наших рук. Спасибо, Вам Валерий Александрович, есть ещё не равнодушные люди! 10 . Предположительно Орджоникидзевский ремонтно-механический завод, запрос заводом проигнорирован 11. Кликните на фото, для просмотра гирь КЛЗ КЛЗ Купянский литейный завод, г. Купянск, Украина КЛЗ Купянский литейный завод, г. Купянск, Украина КЛЗ Купянский литейный завод, г. Купянск, Украина КЛЗ Купянский литейный завод, г. Купянск, Украина — цены на данные гири были следующие: 8 кг — 6 руб, 16 кг — 5.90, 24 кг — 7.60, 32 кг — 9.40. 12. Баймакский литейно-механический завод, г. Баймак, Башкирия Баймакский литейно-механический завод, г. Баймак, Башкирия Баймакский литейно-механический завод, г. Баймак, Башкирия Баймакский литейно-механический завод, г. Баймак, Башкирия 13. Балезинский литейно-механический завод, Удмуртия 14. Завод ПРОДМАШ, Харьков, Украина Завод ПРОДМАШ, Харьков, Украина Завод ПРОДМАШ, Харьков, Украина Завод ПРОДМАШ, Харьков, Украина 15. Воронежский завод Тяжелых механических прессов (ТмП) Воронежский завод Тяжелых механических прессов (ТмП) Воронежский завод Тяжелых механических прессов (ТмП) Воронежский завод Тяжелых механических прессов (ТмП) Воронежский завод Тяжелых механических прессов (ТмП) 16. Киевский завод «СПОРТ» Фотография из коллекции полтавского коллекционера, гиря Киевский завод «СПОРТ».Завод был уничтожен немцами во время войны. Единственный в нашей коллекции достоверно известный, довоенный Советский образец, царские, не в счёт, это отдельная тема… 17. Каменский машиностроительный завод имени 50-летия Советской Украины Каменский машиностроительный завод имени 50-летия Советской Украины Каменский машиностроительный завод имени 50-летия Советской Украины Каменский машиностроительный завод имени 50-летия Советской Украины Каменский машиностроительный завод имени 50-летия Советской Украины. Черкасская обл., г. Каменка, ул. Ленина 40. Гири переменной массы (разборные), марка ГСП-32, цена 18 руб. 18. Ульяновский завод тяжелых и уникальных станков (УЗТС) Ульяновский завод тяжелых и уникальных станков (УЗТС) Ульяновский завод тяжелых и уникальных станков (УЗТС) Ульяновский завод тяжелых и уникальных станков (УЗТС) 19. Завод РИГАСЕЛЬМАШ Завод РИГАСЕЛЬМАШ Завод РИГАСЕЛЬМАШ Завод РИГАСЕЛЬМАШ Завод РИГАСЕЛЬМАШ 20. Днепропетровский трубный завод, Украина, г. Днепропетровск ул. Маяковского, 31 21. Завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева (ЗТМ, ХЗТМ) Завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева (ЗТМ, ХЗТМ) Завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева (ЗТМ, ХЗТМ) Завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева (ЗТМ, ХЗТМ) Завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева (ЗТМ, ХЗТМ), до 1922 года — Харьковский паровозостроительный завод, до 1939 ХПЗ имени Коминтерна, до 1960-х номерной завод — машиностроительный завод в Харькове (Украина), выпускающий тепловозы и танки. 22. Саранский литейный завод(СЛЗ) Саранский литейный завод(СЛЗ) Предположительно Саранский литейный завод(СЛЗ) Образован в 1958 году, в 1977 году вошел в производственное объединение ГАЗ. Саранский литейный завод(СЛЗ) Предположительно Саранский литейный завод(СЛЗ) Образован в 1958 году, в 1977 году вошел в производственное объединение ГАЗ. Саранский литейный завод(СЛЗ) Предположительно Саранский литейный завод(СЛЗ) Образован в 1958 году, в 1977 году вошел в производственное объединение ГАЗ. Саранский литейный завод(СЛЗ) Предположительно Саранский литейный завод(СЛЗ) Образован в 1958 году, в 1977 году вошел в производственное объединение ГАЗ. Предположительно Саранский литейный завод(СЛЗ) Образован в 1958 году, в 1977 году вошел в производственное объединение ГАЗ. 23. Рязанский станкостроительный завод 24. Производитель не известен, предполагается Украина, возможно г. Кривой Рог 25. Южно-Уральский машиностроительный, г. Орск, г. Оренбург Южно-Уральский машиностроительный, г. Орск, г. Оренбург. Цены на эти гири, были следующие: 16 кг — 4.26 руб, 24 кг — 5.55 руб. 26. Онежский тракторный завод (ОТЗ) Онежский тракторный завод (ОТЗ), г. Петрозаводск, Карелия 27. Львовский завод автопогрузчик Львовский завод автопогрузчик Львовский завод автопогрузчик Львовский завод автопогрузчик Львовский завод автопогрузчик 28. Завод имени Октябрьской Революции (ЗОР) Одесский завод сельскохозяйственного машиностроения, Завод имени Октябрьской Революции (ЗОР) ЗОР — одесский завод сельскохозяйственного машиностроения, бывший завод имени Октябрьской революции (отсюда название ЗОР), ещё ранее — завода И.Гена. Немецкий колонист Иоганн Гена ещё в 1854 г. основал мастерскую по выпуску плугов. Дело продолжил его сын, тоже Иоганн, который в 1881 г. построил завод на Дальницкой улице. Завод на Московской улице, основанный в 1893 г., был следующим этапом расширения производства. Завод Обиженных Рабочих — шуточное название завода ЗОР прочно прижилось в 90-е годы, как только начались первые сокращения штата. Конец фильма! Андрей Оболенский, г. Ленинград